Директор Дипломатической академии при УМЭД МИД Республики Узбекистан Абдусамат Хайдаров отметил, что предстоящие выборы проходят соответственно новой редакции Конституции, принятой на национальном референдуме. В прошлом году состоялись досрочные выборы Президента Узбекистана, в этом году – выборы в парламент, законодательные и представительные органы власти на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Прежде всего следует учитывать, что формирование новых органов власти будет проходить в рамках мажоритарно-пропорциональной системы, предусматривающей активное участие как самих кандидатов, так и партий и в условиях значительного увеличения норм парламентаризма. Информационная система «E-Saylov» по факту выводит проведение выборов на совершенно новый уровень с точки зрения технологичности и открытости. Сам процесс голосования для удобства волеизъявления пройдет с максимальной степенью цифровизации, а наблюдать за процессом выборов будут более тысячи международных наблюдателей, половина из которых представляет авторитетные международные объединения – СНГ, ШОС, ОТГ и многие другие. Нет сомнений в том, что предстоящие выборы окажут существенное влияние на развитие политической системы и темпы социально-экономического роста Республики Узбекистан.
Генеральный консул Узбекистана в Екатеринбурге Джахонгир Парманов подчеркнул, что на предстоящих выборах будут избраны не только 150 депутатов Законодательной палаты, но и 65 депутатов Жокаргы Кенеса Каракалпакстана, а также депутаты областных, ташкентского и 208 районных (городских) Кенгашей. Таким образом, в избирательном процессе ожидается активное участие около 30 тысяч кандидатов и около 90 тысяч их доверенных лиц, а также более 120 тысяч членов избирательных комиссий в качестве организаторов и свыше 70 тысяч местных и международных наблюдателей. Выборы впервые пройдут на основе мажоритарно-пропорциональной или, как ее еще называют, смешанной системы. Перейти к смешанной избирательной системе для повышения роли политических партий в марте-месяце предложил Президент Узбекистана, встречаясь с депутатами. А 8 мая Шавкат Мирзиёев подписал указ о введении мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Для того чтобы выборы прошли успешно и здесь, в Уральском федеральном округе, на базе Генерального консульства Узбекистана в Екатеринбурге создана рабочая группа. Вообще, экономические и гуманитарные связи между регионами Уральского федерального округа и Узбекистана с каждым днем становятся все крепче и масштабнее – идет постоянный обмен делегациями, проводятся бизнес-форумы, в Екатеринбурге открыт Торговый дом Узбекистана, а сейчас ведется активная проработка взаимных визитов на следующий год. Одним из элементов взаимного сотрудничества является и проведение данного «круглого стола», который показывает важность не только межрегиональной экономической кооперации, но и экспертного диалога между аналитическими центрами двух стран.
По мнению заведующего Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД Российской Федерации Вадима Козюлина, политическая система Узбекистана отличается определенной стройностью. У состоящей из 150 депутатов Законодательной Палаты Олий Мажлиса основные функции – утверждение бюджета, разработка и принятие законов. Верхняя палата парламента – Сенат – является органом территориального представительства, состоящим из 65 членов, девять из которых назначаются Президентом из числа наиболее авторитетных и заслуженных граждан.
Надо отметить и обладающего правом вето и широким кругом полномочий Президента Республики Узбекистан, отвечающего за реализацию законов и внешнюю политику. Российские политологи внимательно следят за проходящими изменениями, программами политических партий. В политическом пространстве действуют пять партий – Либерально-демократическая партия Узбекистана, Демократическая партия «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат», Экологическая партия Узбекистана, и в нынешних реалиях мажоритарно-пропорциональной системы их роль радикально повышается. Как считает Вадим Козюлин, по итогам выборов Узбекистан сохранит свой текущий внешнеполитический ориентир – активное участие в региональных международных организациях СНГ и ШОС с прицелом на выбранный Шавкатом Мирзиёевым курс на всеобъемлющее стратегическое партнерство с Россией, как было отмечено в совместной Самаркандской декларации в сентябре 2022 года.
С ним согласен главный научный сотрудник Международного института Центральной Азии Республики Узбекистан Азизхан Назиров: «Проходящие сейчас выборы в национальный парламент, законодательные и представительные органы власти действительно демонстрируют качественно новый подход к формированию политической системы Узбекистана, – добавил эксперт. – И в данном контексте это совпадает и с подходами Узбекистана к отношениям со своими ближайшими соседями, в первую очередь с Россией. Узбекистан является самой крупной страной Центральной Азии, стараясь задать тренд на устойчивое развитие всему региону и выстраивая целую систему взаимного сотрудничества. И чем сильнее будет Узбекистан, тем выгоднее это будет и нашим ближайшим друзьям, в число которых входит и Россия».
Руководитель российского офиса международной консалтинговой компании «Anyway. Law», магистр частного права Российской Федерации Анджей Сапегин подчеркнул, что в области электорального законодательства Узбекистан представляет из себя передовую страну – все регулирование выборов отражено в одном законе. Нет сомнений в том, что и Россия постепенно придет к подобной кодификации. Мажоритарно-пропорциональная система формования законодательной и представительной власти, как и отдельные квоты для женщин, ведут к увеличению степени демократизации общества. Также в качестве важного аспекта можно отметить и то, что итоги выборов определяются простым большинством голосов, снимая необходимость проведения повторных туров выборов.
Подводя итоги встречи, модератор круглого стола, директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков поблагодарил всех участников за высказанные мнения и подчеркнул важность экспертного диалога между Узбекистаном и Россией. Таким образом, курс на стратегическое партнерство двух стран, анонсированный двумя президентами – Шавкатом Мирзиёевым и Владимиром Путиным, проходит не только в формате экономического сотрудничества, но и обсуждения широкого круга вопросов, представляющих взаимный интерес. Важно, что обе страны активно участвуют и в деятельности таких знаковых интеграционных объединений, как ШОС и СНГ, регулярно «сверяя часы» по согласованию взаимных позиций. Проходящая в Узбекистане политическая реформа существенно повышает роль политических партий, что будет способствовать и повышению уровня конкуренции различных подходов в вопросах стратегического развития страны. Нет сомнений, что в итоге это послужит усилению роли Узбекистана как локомотива развития Центральной Азии и укреплению стратегического партнерства России и Узбекистана.
Подгготовила Азиза Алимова, УзА