• Специальные возможности

    Вид:

    Размер шрифта:

  • Мобильная версия
  • Карта сайта
ВВЕДИТЕ СЛОВО ДЛЯ ПОИСКА ЗДЕСЬ
news

publications

22.11.2025

178

Президент Узбекистана принял министра иностранных дел Китая

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 21 ноября принял делегацию Китайской Народной Республики во главе с членом Политического бюро ЦК КПК, руководителем Канцелярии Комиссии по иностранным делам, министром иностранных дел Ван И, прибывшим в нашу страну для участия в очередном заседании стратегического диалога глав внешнеполитических ведомств двух стран.

Были рассмотрены практические аспекты дальнейшего углубления узбекско-китайских отношений всестороннего всепогодного стратегического партнерства в новую эпоху и расширения многопланового сотрудничества в контексте реализации договоренностей на высшем уровне. 

В начале встречи глава МИД Китая передал лидеру нашего государства искренние приветствия и наилучшие пожелания Председателя КНР Си Цзиньпина.

С особым удовлетворением отмечено, что благодаря политической воле и совместным усилиям глав государств двусторонние отношения вышли на беспрецедентно высокий уровень.

В прошлом году товарооборот достиг 14 миллиардов долларов, количество совместных предприятий составляет порядка 5 тысяч, с начала года освоено почти 15 миллиардов долларов китайских инвестиций. Портфель проектов технологического партнерства приблизился к 90 миллиардам долларов.

Обращено внимание на продвижение кооперации в сфере высоких технологий, «зеленой» и атомной энергетики, искусственного интеллекта, транспорта, инфраструктуры, агросектора, геологии, химии и других направлениях.

Активизировались контакты на всех уровнях, эффективно взаимодействуют регионы двух стран, продолжаются содержательные образовательные и культурно-гуманитарные обмены.

Лидер Узбекистана отметил необходимость тщательной подготовки к предстоящим мероприятиям на высшем уровне и наполнения двустороннего сотрудничества новым практическим содержанием.

Подчеркнута важность активной реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай и ее сопряжения с другими транспортными маршрутами.

Особое внимание уделено координации в вопросах социально-экономического восстановления Афганистана, безопасности. Отмечена необходимость продолжения тесного политического диалога и взаимодействия в многосторонних форматах, поддержки межвузовской кооперации, проектов в сфере борьбы с бедностью, развития туризма и других.

Выражена уверенность в успешном проведении Дней китайской культуры в Узбекистане в конце ноября этого года.

Состоялся также обмен мнениями по вопросам международной и региональной повестки.

news

publications

19.11.2025

188

СЕДЬМОЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ЛИДЕРОВ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: НОВЫЙ ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА

15-16 ноября 2025 года в Ташкенте прошла Седьмая консультативная встреча лидеров стран Центральной Азии, которая ознаменовала новый этап в истории региона. Встречу открыл Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, в ней приняли участие лидеры Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана,  Туркменистана, а также Президент Азербайджана в качестве гостя. В итоговом заявлении принято решение о полном присоединении Азербайджана к формату  Консультативных встреч в качестве полноправного участника. Это решение открыло новые возможности геоэкономического и стратегического сотрудничества вдоль оси Центральная Азия-Каспий-Кавказ.

Накануне саммита Президент Шавкат Мирзиёев опубликовал статью под названием «Центральная Азия на пороге новой эпохи», в которой изложил чёткие идеи относительно модели развития, основанной на общих региональных интересах, совместного подхода к проблемам безопасности и необходимости углубления процессов интеграции. Стратегические принципы,  отраженные в статье Президента- стабильность, гармония, открытость и взаимовыгодная интеграция - составили основу политической повестки саммита.

Одной из важнейших инициатив Ташкентского саммита стало предложение формата «Сообщество Центральной Азии». Эта модель предусматривает создание институциональной основы для регионального сотрудничества, трансформацию Консультативных совещаний в структуру с постоянно действующим механизмом. Создание этой структуры будет способствовать формированию новой институционализированной модели сотрудничества в Центральной Азии.

Экономические вопросы стали центральной темой повестки саммита. Президент Узбекистана предложил разработку региональной торгово-экономической программы до 2035 года. Эта программа включает задачи по созданию благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг и капитала, формированию единого инвестиционного пространства, гармонизации инфраструктуры электронной торговли и организации совместных центров промышленного сотрудничества. Эти идеи также подробно отражены в вышеупомянутой статье Президента, подчеркивая стратегическую цель-формирование региона как единого рынка.

В сфере транспорта и логистики достигнуты соглашения о расширении сотрудничества вдоль Международного транскаспийского коридора, железнодорожной линии Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а также маршрутов, соединяющих Турцию и Европу через Азербайджан.

На наш взгляд, эти инициативы могут повысить роль Центральной Азии как  значимого игрока на глобальной транзитной карте.

Саммит также уделил большое внимание вопросам водной и климатической безопасности. Предложение объявить 2026-2036 годы «Десятилетием практических действий по рациональному использованию воды в Центральной Азии», а также инициатива по созданию в Ташкенте регионального центра компетенций по управлению водными ресурсами представляют собой важные шаги к обеспечению экологической устойчивости региона. Эти инициативы направлены на предоставление устойчивых решений трансграничных водных проблем и разработку стратегий адаптации к изменению климата.

В области безопасности принятие «Концепции региональной безопасности и стабильности в Центральной Азии» и каталога рисков на 2026-2028 годы создают рамки для оценки общих региональных угроз с использованием единой методологии. Были определены согласованные меры по противодействию основным угрозам, включая терроризм, экстремизм, кибербезопасность, наркоторговлю, миграцию и водно-климатические вызовы. Этот документ будет играть ключевую роль в формировании взаимосвязанного механизма сотрудничества по вопросам региональной безопасности.

В сфере культурного и научного сотрудничества Президент предложил проводить ежегодный международный конгресс по духовному наследию и образованию, а также принять специальную резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, признающую вклад выдающихся учёных и интеллектуалов региона в развитие глобальных знаний. Эта инициатива направлена на формирование региона не только как экономической или политической единицы, но и как сообщества, укрепляющего духовное и научное единство.

В целом, Седьмое консультативное совещание в Ташкенте обозначило новые стратегические направления геополитического, экономического и культурного развития Центральной Азии. Присоединение Азербайджана расширило формат и открыло новые возможности для логистики, торговли и политического сотрудничества в регионе.

Реализация этих инициатив на практике позволит Центральной Азии стать стабильным, взаимосвязанным и активно вовлечённым стратегическим пространством в глобальных геополитических и геоэкономических процессах в ближайшие десятилетия.

М.Мамажонова

Ведущий специалист Информационно-ресурсного центра

Дипломатической академии при Университете мировой экономики и дипломатии

news

publications

17.11.2025

188

Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на седьмой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Уважаемые главы государств!

Уважаемые участники саммита! 

Искренне приветствую вас на седьмой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии.

Добро пожаловать в Узбекистан! 

Сегодня поистине исторический день для наших братских народов. Мы принимаем принципиальное решение о присоединении Азербайджанской Республики к формату Консультативных встреч в качестве полноправного участника. 

Этот стратегический шаг полностью отвечает интересам наших народов, прочно связанных общей историей, родственными узами, духовной и культурной близостью. 

Я твердо убежден, что присоединение братского Азербайджана придаст Консультативным встречам мощный импульс, откроет новые горизонты для расширения торгово-экономического, инвестиционного, культурно- гуманитарного сотрудничества, а также выработки консолидированных решений по вопросам устойчивого развития.

По сути мы построим прочный мост между Центральной Азией и Южным Кавказом, проложим путь к формированию единого пространства сотрудничества, что, безусловно, усилит стратегическую взаимосвязанность и устойчивость обоих регионов.

Хочу искренне поблагодарить всех моих уважаемых коллег за принятие этого важного решения и поздравить Ильхама Гейдаровича с присоединением к формату Консультативных встреч в качестве полноправного участника.

Приветствуем участие в этом историческом саммите господина Кахи Имнадзе, руководителя Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.

Уверен, что в такой воодушевленной обстановке сегодня мы с вами обстоятельно обменяемся мнениями и примем судьбоносные решения по дальнейшему развитию нашего сотрудничества.

Уважаемые главы делегаций!

Дорогие друзья!

За короткий период с момента нашей первой встречи мы прошли очень большой, исторический по своему значению путь.

Благодаря открытому диалогу и активным совместным усилиям мы смогли найти эффективные решения по целому ряду актуальных для нашего региона проблем. 

Окончательно урегулированы территориальные вопросы, открылись пограничные пункты, налажено взаимовыгодное сотрудничество в водно-энергетической сфере, возобновлено транспортное сообщение, созданы благоприятные условия для активных торгово-инвестиционных и гуманитарных контактов между нашими странами.

Сегодня Центральная Азия – это пространство динамичного развития и плодотворного сотрудничества, открывающее перед нами новые возможности для устойчивого роста и процветания. 

Регион ускоренными темпами интегрируется в мировую экономику: растет его инвестиционная привлекательность, расширяются возможности экспорта на третьи рынки, наращивается транзитный потенциал. 

В прошлом году объем взаимной торговли между нашими странами достиг 10,7 миллиарда долларов, совокупный объем инвестиций в Центральную Азию увеличился на 17 процентов.

Наши страны принимают системные меры по вопросам обеспечения безопасности и стабильности, противодействия угрозам терроризма и экстремизма, трансграничной преступности.

Усиление солидарности и стремление к всеобщему развитию способствуют укреплению международной субъектности и повышению роли Центральной Азии в глобальном масштабе. 

Усилилось взаимодействие в форматах «Центральная Азия плюс». Регион выступает с единой позицией на авторитетных международных площадках.

Несомненно, с присоединением к нашему формату Азербайджана еще более значимым станет голос нашего региона в мировом сообществе.

Уважаемые коллеги!

В период председательства Узбекистана проведено более 20 крупных мероприятий в целях дальнейшего повышения потенциала нашего сотрудничества.

Запущена работа Форума межрегионального сотрудничества на уровне вице-премьеров, впервые прошли заседания глав оборонных ведомств, руководителей специальных служб, а также министров геологии, промышленности, сельского хозяйства, экологии и культуры. Успешно провели в Ташкенте Диалог женщин – лидеров Центральной Азии.

Все это ярко свидетельствует о системном наращивании институциональных основ и механизмов регионального партнерства.

Пользуясь случаем, выражаю всем вам признательность за поддержку в успешном проведении исторически важной 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая впервые прошла в нашем регионе – в городе Самарканде.

Безусловно, это уникальное событие – еще одно подтверждение имиджа Центральной Азии, как надежного и значимого партнера.

Уважаемые коллеги!

На фоне сложных и непредсказуемых международно-политических процессов особое значение приобретает укрепление нашей сплоченности и взаимной поддержки.

Убежден, что сегодня мы стоим на пороге исторического возрождения региона как Новой Центральной Азии.

Мы поставили перед собой задачу дальнейшего укрепления институциональных основ нашего сотрудничества, выработки скоординированного ответа на вызовы безопасности и устойчивого развития. Нам уже сейчас важно иметь четкое понимание того, каким мы хотели бы видеть регион через 10-20 лет.

В этой связи хочу выдвинуть ряд предложений.

Во-первых, принципиальное значение имеет дальнейшее совершенствование механизмов и договорно-правовой основы нашего взаимодействия.

Само время требует преобразовать наши встречи из консультативной формы регионального диалога в стратегический формат «Сообщество Центральной Азии».

На пути к этой цели предлагаем разработать Положение о Консультативных встречах, предусматривающее последовательное укрепление институциональных и организационных основ формата, учредить Секретариат, действующий на ротационной основе, повысить статус национальных координаторов до Специальных представителей Президентов.

Кроме того, опираясь на наши ценности и традиции народной дипломатии, считаем целесообразным создать Совет старейшин из числа авторитетных общественных деятелей с богатым жизненном опытом. Полагаем, что это будет способствовать усилению в наших странах связи между поколениями, а также укреплению общерегиональной солидарности и идентичности.

Во-вторых, приоритетной задачей остается выход на качественно новый уровень торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

Потенциал взаимной торговли и общего внешнеторгового оборота стран региона позволяет в среднесрочной перспективе увеличить их объемы минимум в 1,5-2 раза.

Считаю давно назревшими меры по устранению административных барьеров, упрощению налоговых и таможенных процедур, совместному использованию свободных экономических и промышленных зон.

На наш взгляд, разработка и принятие Всеобъемлющей региональной программы торгово-экономического взаимодействия на период до 2035 года, охватывающей вышеуказанные вопросы, позволит создать благоприятные условия для значительного увеличения объемов торговли.

Считаем, что в ближайшей перспективе особенно важно принять Декларацию об общем инвестиционном пространстве. Это позволило бы укрепить общие принципы нашей инвестиционной политики, обеспечить всестороннюю защиту прав инвесторов, создать предпосылки для формирования единого инвестиционного климата в нашем обширном регионе. 

Полагаем важным использовать потенциал и новые возможности в сфере электронной торговли. По разным оценкам, ее рынок только в Центральной Азии может вырасти до 150 миллиардов долларов в ближайшее десятилетие.

В этой связи целесообразно разработать Программу совместных мер по развитию электронной коммерции, которая позволит гармонизировать наши подходы, облегчит создание виртуальных торговых площадок и надежных цифровых платежных систем.

В-третьих, важнейшее значение для будущего региона имеет совместное развитие высокотехнологичной региональной инфраструктуры и транспортно-логистического потенциала.

Предлагаем консолидировать усилия для реализации стратегически значимых общерегиональных проектов по строительству и модернизации электростанций, линий передач, автомобильных и железных дорог, пунктов пропуска через границу, «зеленых коридоров», оптоволоконных линий и других.

В целях укрепления межрегиональной транспортной взаимосвязанности приоритетное значение придаем таким проектам, как строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, а также Трансафганского транспортного коридора.

Большие возможности перед нами открывают Транскаспийские маршруты, связывающие регион со странами Европы.

Для координации работы в этих направлениях считаем целесообразным создать Совет по инфраструктурному развитию на уровне заместителей премьер-министров наших стран.

В-четвертых, процветание и благополучие нашего региона напрямую зависят от наших усилий по обеспечению региональной безопасности и стабильности.

Уверен, что принимаемые сегодня Концепция региональной безопасности и стабильности, а также Каталог рисков и угроз позволят значительно повысить эффективность нашего сотрудничества в этой сфере.

Особого внимания заслуживает ситуация в Афганистане, которая напрямую влияет на безопасность и устойчивое развитие всего региона.

Мы твердо убеждены, что интеграция Афганистана в наши инфраструктурные, энергетические и транспортные проекты должна стать неотъемлемой частью общей региональной политики.

Пользуясь случаем, выражаю особую благодарность за вашу поддержку недавно прошедшего «Ферганского форума мира». Мы выступаем за превращение этой экспертной площадки, способствующей тесному общению и укреплению взаимного доверия в нашем регионе, в регулярный Международный форум.

В-пятых, в центре нашего внимания должны оставаться вопросы экологии, климата и дефицита водных ресурсов.

На полях первого Самаркандского климатического форума была представлена Концепция «зеленого» развития Центральной Азии. Рассчитываем на вашу поддержку в принятии данного документа.

Учитывая нарастающий водный дефицит в регионе, его негативные последствия для устойчивого развития, предлагаем объявить 2026-2036 годы Десятилетием практических действий по рациональному использованию воды в Центральной Азии. 

Считаем важным активно вовлекать соседний Афганистан в региональный диалог по совместному использованию водных ресурсов бассейна Амударьи.

Эффективное управление водными ресурсами невозможно без инвестиций в профессиональную подготовку профильных кадров.

В этих целях намерены на базе Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства создать Региональный центр компетенций в области водного хозяйства.

Как вам известно, в следующем году планируем провести в нашей стране Всемирный форум по водосбережению. Надеемся на вашу поддержку и активное участие.

Уважаемые участники саммита!

Расширение культурно-гуманитарного сотрудничества полностью отвечает общим устремлениям наших братских народов.

Наш регион на протяжении тысячелетий был одним из центров мировой цивилизации, зарождения великих идей, культурного и духовного взаимообогащения.

Вчера мы вместе с вами посетили Центр исламской цивилизации. Это – уникальная платформа для генерации научных знаний и идей, проведения исследований, популяризации нашего общего культурно-исторического наследия. 

Рассчитываем, что Центр станет местом притяжения для нашей молодежи, ее научного и духовного просвещения. 

Накануне в Ташкенте мы провели первый Международный конгресс по вопросам духовного наследия и просвещения. Считаю, что такие встречи должны стать регулярными. Предлагаем проводить Конгресс каждый год в стране, председательствующей в нашем формате.

В этом контексте рассчитываем на вашу поддержку инициативы Узбекистана о принятии Специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной вкладу видных ученых и мыслителей нашего региона в развитие глобального просветительства.

Выступаем также за создание Фонда научных исследований. Это позволило бы финансировать межгосударственные научные проекты, стимулировать и поощрять академическое сообщество, укреплять интеллектуальный потенциал региона, а также расширить наши возможности по внедрению технологий искусственного интеллекта для решения приоритетных задач социально-экономического развития наших стран.

Дорогие друзья!

В принимаемых сегодня документах и выдвинутых инициативах воплощена общая для всех нас цель построения устойчивой, безопасной и процветающей Центральной Азии.

Хочу особо подчеркнуть: наша сила – в единстве, наш путь к успеху – в дружбе и сотрудничестве. 

Только сплотившись, опираясь на взаимное уважение, солидарность и стратегическое видение, мы сможем достичь наших благородных целей.

Уважаемые коллеги!

Хочу выразить искреннюю благодарность за ваши сегодняшние выступления в духе открытости и делового сотрудничества, выдвинутые конструктивные идеи и конкретные планы действий.

Пользуясь случаем, благодарю всех за теплые слова в адрес Узбекистана и нашего народа, в отношении проводимых в нашей стране реформ, а также нашего председательства. 

Безусловно, реализация всех ваших предложений внесет достойный вклад в укрепление дружбы, взаимного доверия и всестороннего сотрудничества в Центральной Азии.

Дорогие друзья!

Пользуясь случаем, искренне поздравляю Президента Туркменистана, уважаемого Сердара Гурбангулыевича Бердымухамедова с принятием председательства в Консультативной встрече глав государств в 2026 году, которая уже пройдет в новом формате «Центральная Азия и Азербайджан».

Мы готовы всесторонне поддержать усилия Туркменистана в период его предстоящего председательства и желаем больших успехов на этом пути. 

news

publications

14.11.2025

200

В Ташкенте состоится седьмая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии

15-16 ноября в городе Ташкенте под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева пройдет седьмая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии.

В работе саммита примут участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов, а также глава Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Каха Имнадзе.

В повестку дня мероприятия включены вопросы дальнейшего укрепления регионального сотрудничества в Центральной Азии, а также реализации совместных проектов и инициатив в приоритетных сферах. Состоится обмен мнениями по актуальным вопросам региональной и международной политики.

По итогам Консультативной встречи предусматривается принятие солидного пакета многосторонних документов.

Инициатива о проведении регулярных консультативных встреч глав государств региона была выдвинута лидером Узбекистана на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года.

В период нынешнего председательства Узбекистана в данном формате проведено свыше 20 крупных мероприятий, охватывающих различные направления взаимодействия. 

news

publications

13.11.2025

322

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭПОХИ

Центральная Азия вступает в новый исторически значимый этап своего развития. Сегодня мы переходим к реальному единству. В нашем регионе впервые за долгие годы формируется атмосфера доверия, добрососедства и взаимного уважения, которая становится основой для совместного движения вперед.

Этот процесс не является спонтанным, а представляет собой результат целенаправленной работы и политической воли лидеров стран, осознавших общую судьбу и потенциал совместного развития. В то же время его успешное продвижение — свидетельство широкой востребованности регионального сотрудничества, поддерживаемого народами стран Центральной Азии. 

Мы видим, что на государственном уровне созданы условия для вывода нашей кооперации на новый этап региональной консолидации. Перед нами стоит стратегическая задача — перевести достигнутые договоренности в конкретные результаты и блага для граждан и бизнеса. Центральная Азия должна стать единым пространством возможностей, где решения принимаются не ради документов, а ради обеспечения устойчивого развития и улучшения повседневной жизни людей в странах региона.

Ярким символом происходящих перемен стали Консультативные встречи глав государств Центральной Азии, которые за относительно короткий исторический период превратились в эффективный механизм регионального взаимодействия и доверительного диалога. Они сформировались как главная площадка для выработки общих подходов к стратегическим вопросам, затрагивающим настоящее и будущее Центральной Азии.

Предстоящий саммит в Ташкенте ознаменует новый важный рубеж в Центральноазиатском процессе — нашем совместном строительстве стабильной, взаимосвязанной и процветающей Центральной Азии. 

Ташкентская встреча глав государств как продолжение начатого нами пути должна подтвердить приверженность наших стран духу взаимопонимания и партнерства, стать поворотным моментом в углублении регионального сотрудничества.

Масштабная трансформация мирового порядка, угрозы фрагментации глобальной экономики и обостряющиеся проблемы изменения климата, продовольственной и энергетической безопасности усилили наше стремление к консолидации. 

Все это требует от стран Центральной Азии еще большей сплоченности и согласованных действий. Именно поэтому укрепление нашего сотрудничества сегодня — не просто политическая цель, а стратегическая необходимость. Центральная Азия стала зоной стабильности и созидания, примером того, как широкая региональная взаимосвязанность служит прочной основой для устойчивого развития и безопасности.

Поворотным моментом в истории регионального взаимодействия стал 2017 год, когда был инициирован формат Консультативных встреч. Впервые за многие годы лидеры региона начали системный и регулярный диалог без внешнего посредничества, что стало символом нового политического мышления — доверительного, открытого и основанного на осознании общих интересов. Именно благодаря диалогу в рамках Консультативных встреч удалось снять целый ряд застарелых противоречий и перейти от недоверия к реальному сотрудничеству. 

Одно из важнейших достижений нового этапа регионального взаимодействия — окончательное урегулирование пограничных вопросов. То, что еще недавно казалось невозможным, сегодня стало реальностью. Границы, некогда разделявшие нас, превратились в мосты дружбы и сотрудничества. Историческое значение имеет подписание в марте 2025 года Договора о стыке границ трех государств и Худжандской декларации между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Это событие по праву можно назвать эпохальным. 

Впервые за всю историю независимости стран региона весь периметр взаимных границ был юридически оформлен, поставлена точка в вопросе, который десятилетиями служил источником напряженности. 

Состоявшийся в октябре Ферганский форум мира стал наглядным свидетельством взаимного стремления наших стран к укреплению мира и согласия в Ферганской долине, отражением созидательных процессов, происходящих в Центральной Азии.

В водно-энергетической сфере, которая раньше была причиной острых разногласий и конфликтов, также происходят принципиальные позитивные сдвиги. Ярким свидетельством братского взаимодействия является соглашение между Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном о совместной реализации проекта Камбаратинской ГЭС-1, открывающее новую страницу в совместном использовании водно-энергетических ресурсов региона. 

Примером разумного компромисса стала договоренность между Ташкентом и Бишкеком о совместном использовании родника Чашма.

Продвигается сотрудничество по строительству Яванской и Фандарьинской ГЭС на реке Зарафшан при участии Узбекистана и Таджикистана, достигнуты договоренности между Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном о согласованном режиме работы водохранилища Бахри Точик в вегетационный период. 

С Туркменистаном в рамках межправительственного соглашения достигнута договоренность о рациональном использовании водных ресурсов Амударьи, что улучшит совместное управление водными ресурсами, одновременно снизив риск экологических проблем.

Все это формирует новый дух партнерства — основанный на доверии, взаимной выгоде и справедливом подходе к общим ресурсам. Такие проекты создают новые возможности для поддержки экономической активности населения и укрепления энергетической безопасности региона.

Одновременно происходят серьезные изменения в сфере приграничных процедур и гуманитарных контактов. С сентября 2023 года граждане Узбекистана и Кыргызстана свободно перемещаются через границу по ID-картам, что стало важным шагом на пути к формированию зоны свободного передвижения людей. Аналогичные соглашения прорабатываются с Казахстаном и Таджикистаном. Расширяются связи между регионами, растет объем приграничной торговли, укрепляются гуманитарные и культурные контакты.

Не менее значимыми являются шаги по институциональному оформлению сотрудничества. Важное значение в этом контексте имела пятая Консультативная встреча, состоявшаяся в Душанбе в 2023 году. 

На ней было принято решение об учреждении Совета национальных координаторов как постоянного механизма для подготовки и реализации договоренностей глав государств. Запуск этого механизма позволил придать формату системность и обеспечить преемственность в выполнении совместных инициатив. Также налажен межпарламентский диалог и регулярные встречи на уровне секретарей Советов безопасности.

Дальнейшему укреплению договорно-правовой базы способствовало подписание по итогам Чолпон-Атинской встречи лидеров в 2022 году Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке, который закрепил принципы суверенного равенства, взаимной поддержки и совместной ответственности за будущее региона. В 2025 году к этому документу присоединился Таджикистан, что стало важным шагом на пути укрепления регионального единства. Мы приветствуем это решение и ожидаем в ближайшей перспективе завершение подписания договора всеми государствами региона, что позволит окончательно закрепить дух взаимного доверия, добрососедства и стратегического партнерства в Центральной Азии. 

В 2022 году главами государств была также утверждена Концепция взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов, задавшая рамки координации между странами региона на международных площадках, включая форматы «Центральная Азия плюс». 

Важным программным документом стала Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия — 2040», принятая в 2024 году на саммите в Астане. Она определила долгосрочные приоритеты сотрудничества, направленного на обеспечение региональной безопасности и развитие наших стран.

Выстраивая таким образом архитектуру многопланового взаимодействия, мы открыли колоссальные источники роста. 

Усилиями государств формируется новая экономическая реальность региона. За последние восемь лет совокупный ВВП стран Центральной Азии вырос почти в два с половиной раза и достиг 520 миллиардов долларов, объем внешней торговли увеличился более чем вдвое — до 253 миллиардов долларов. При этом взаимная торговля между странами региона выросла в два раза, достигнув около 11 миллиардов долларов, а взаимные инвестиции — в 5,6 раза. Если говорить только о нашей стране, то товарооборот Узбекистана со странами региона увеличился в три раза — с 2,4 миллиарда долларов в 2016 году до 7,2 миллиарда долларов в 2024 году, число совместных предприятий превысило 1 800.

В промышленности Центральная Азия демонстрирует устойчивый рост на уровне около 6 процентов в год, что вдвое выше среднемировых темпов. Этот успех связан с формированием новых форм производственной кооперации — созданием совместных инвестиционных фондов (в том числе узбекско-кыргызского, узбекско-таджикского и казахстанско-кыргызского), реализацией проектов в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности, сельском хозяйстве. Важным инструментом сотрудничества становится утвержденный странами региона План действий по развитию промышленной кооперации на 2025—2027 годы. Активно развиваются зоны приграничной торговли и международные центры промкооперации, способствующие росту малого и среднего бизнеса.

В гуманитарной сфере за эти годы налаживаются прочные контакты между людьми. Учреждены Диалог женщин-лидеров стран Центральной Азии и Платформа молодежи региона, с 2022 года проходят форумы ректоров и ученых, регулярными стали взаимные годы культуры, выставки, концерты и спортивные мероприятия. 

Самое главное — наши братские народы ощущают все происходящие положительные изменения в своей повседневной жизни. Открытие новых пунктов пропуска, запуск авиа-, железнодорожных и автобусных маршрутов позволили кратно увеличить количество взаимных поездок и расширить культурно-гуманитарные связи. Доля внутрирегионального туризма в общих туристских потоках стран региона превысила 80 процентов. 

То, что еще недавно казалось мечтой — свободное передвижение, взаимное уважение, чувство близости и доверия, — становится реальностью. 

Постепенно рождается то, что можно назвать новой региональной идентичностью Центральной Азии.

Она основывается на признании существующих различий и в то же время на глубоком осознании исторического родства, культурной общности и взаимозависимости судеб наших народов. Формируется чувство принадлежности к единому региональному пространству, где соседство — это не вызов, а возможность, где успех одного становится общим достижением.

Именно этот новый дух доверия, взаимопонимания и общего будущего сегодня является главной опорой для дальнейшего укрепления региональной консолидации — запуска Центральноазиатского процесса совместного строительства устойчиво взаимосвязанной, процветающей Центральной Азии. 

Причем необходимо отметить, что каждое государство Центральной Азии вносит ощутимый вклад в обеспечение стабильности и процветание нашего региона, направляя усилия на развитие экономики, укрепление доверия и расширение регионального сотрудничества.

Казахстан активно развивает транспортные коридоры, модернизирует пограничные пункты, снимает торговые барьеры и реализует проекты культурно-гуманитарного обмена. Кыргызстан и Таджикистан последовательно сотрудничают
по вопросам, связанным с таянием ледников, реализуют проекты по модернизации энергосистем и развитию транспортной взаимосвязанности. Туркменистан выдвигает важные инициативы по укреплению мира и доверия, наращиванию транспортно-транзитного потенциала региона, принятию программы ООН по бассейну Арала и климатическим технологиям.

Наши практические действия, ответственность за будущее и приверженность принципам добрососедства, дружбы и взаимной выгоды убедительно доказали: Новая Центральная Азия выбирает путь мира, устойчивого развития и созидательного партнерства. Образно говоря, мы не строим стены, мы возводим мосты.

Благодаря прогрессу в региональной консолидации в настоящее время Центральная Азия утвердилась как самостоятельный и ответственный участник международных отношений, имеющий ясное видение своих интересов и путей развития. 

Форматы сотрудничества «Центральная Азия плюс» стали отражением возросшей международной правовой субъектности региона и признанием его роли как важного центра устойчивости и развития.

Если ранее взаимодействие внешних партнеров строилось преимущественно на двусторонней основе, то сегодня ведущие государства и объединения мира выстраивают отношения с Центральной Азией как с целостным региональным партнером.

Это выводит сотрудничество региона с другими игроками на новый уровень: когда Центральная Азия говорит с внешними партнерами как единый субъект международных отношений, ее голос звучит более громко и уверенно. Наша позиция становится более весомой, мы можем эффективнее решать задачи по привлечению инвестиций, усилению сотрудничества с другими странами по всем направлениям.

Наша открытость, предсказуемость и настрой на диалог стали основой для нового восприятия Центральной Азии на международной арене.

На данный момент действует более десяти форматов «Центральная Азия плюс», соединяющих Центральную Азию с ведущими государствами и объединениями мира. Только в текущем году прошли саммиты «ЦА — ЕС», «ЦА — Китай», «ЦА — Россия» и «ЦА — США», что подтверждает растущую динамику и стратегическое значение региона в глобальной политике.

Все больше диалогов «Центральная Азия плюс» выходит на уровень глав государств, что свидетельствует о повышении их практической значимости и политического веса.

В ряде форматов создаются рабочие группы и секретариаты для выработки конкретных проектов в сферах энергетики, транспорта, зеленой экономики и цифровизации.

Укрепление региональной устойчивости невозможно без решения вопросов, связанных с Афганистаном. Эта страна является не периферией, а естественной частью нашего общего региона. От восстановления и развития Афганистана во многом зависит прочность мира и стабильности во всей Центральной Азии.

Многострадальный народ Афганистана продолжает жить в условиях глубокого гуманитарного кризиса. В этой связи страны региона исходят из необходимости последовательного вовлечения Афганистана в региональные и международные процессы, что будет способствовать развитию страны и укреплению стабильности в нашем обширном регионе.

Ключевое значение имеет строительство Трансафганской железной дороги, которая должна стать связующим звеном между Центральной и Южной Азией. Реализация этого проекта создаст новые возможности для торговли, инвестиций и транспортной взаимосвязанности, а также послужит основой для экономического возрождения Афганистана.

Наряду с этим продолжается работа по оказанию гуманитарной и образовательной поддержки афганскому народу, развитию энергетического сотрудничества и подготовке специалистов для ключевых отраслей экономики.

Афганистан должен стать частью общего пространства мира и безопасности, сотрудничества и развития, что отвечает интересам всех стран региона и способствует формированию устойчивого пояса стабильности на южных рубежах Центральной Азии.

Как уже было сказано, сегодня Центральная Азия вступает в новую фазу своего динамичного развития. Мы переходим от решения двусторонних вопросов к совместной выработке ответов на ключевые региональные вызовы — изменение климата, энергетический переход, обеспечение водной и продовольственной безопасности, развитие цифровых технологий. Перед нашими странами открываются новые горизонты сотрудничества, основанные на общей ответственности, взаимном доверии и согласованном видении будущего.

В этой связи необходим наш коллективный ответ на фундаментальный по своему значению вопрос: каким образом будет развиваться Центральная Азия в ближайшие десятилетия? 

Население нашего региона уже составляет более 80 миллионов человек и, согласно прогнозам ООН, к 2050 году превысит 100 миллионов. Центральная Азия также является одним из самых молодых регионов мира, где средний возраст населения составляет всего 29 лет.

Перед нами стоит задача превратить этот демографический ресурс в мощный фактор прогресса и инноваций, создать условия для раскрытия талантов и возможностей нашей молодежи.

При этом важно подчеркнуть взвешенный подход наших стран, который заключается в том, что развитие взаимодействия должно происходить на прочной основе суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела. Никто не должен навязывать странам региона чужие модели или создавать наднациональные структуры. 

Сотрудничество в Центральной Азии должно оставаться добровольным, прагматичным и ориентированным на реальные результаты, приносящие пользу народам наших стран.

На данном этапе перед нами стоят ключевые задачи, от решения которых зависит устойчивость и динамика развития региона.

Во-первых, необходимо продолжить углубление регионального взаимодействия — укреплять существующие механизмы, придавая им устойчивость и практическое содержание. В конечном счете без эффективных региональных институтов невозможно обеспечить системное развитие сотрудничества и качественную реализацию принимаемых совместных решений.

Во-вторых, в сфере безопасности наша цель — формирование общего потенциала противодействия вызовам и угрозам. Следует продолжить регулярные встречи секретарей Советов безопасности, руководителей спецслужб, оборонных
и правоохранительных органов. Принцип «неделимости безопасности» должен оставаться основополагающим. При этом региональное сотрудничество должно органично сочетаться с действующими международными механизмами, формируя собственный потенциал укрепления стабильности и противодействия широкому спектру угроз безопасности стран и региона в целом.

В-третьих, в экономической сфере важно развивать внутрирегиональную торговлю, упрощать процедуры пересечения границ и создавать благоприятные условия для взаимных инвестиций. Необходимо активнее продвигать промышленную кооперацию, формировать региональные и межрегиональные цепочки поставок, развивать зоны приграничной торговли, расширять сеть транспортных и экономических коридоров, продвигать совместные проекты в области транспорта, энергетики, сельского хозяйства и цифровой экономики.

Особое внимание нам нужно уделять экологическому измерению сотрудничества — адаптации к изменению климата, совместным усилиям по сохранению трансграничных водных ресурсов и биологического разнообразия, переходу к зеленой энергетике и низкоуглеродным технологиям. 

Центральная Азия способна и должна стать регионом устойчивого экологического развития и примером ответственного отношения к окружающей среде.

В-четвертых, приоритетным направлением остается гуманитарное сотрудничество. Центральной задачей является развитие человеческого капитала, укрепление образовательных, научных и культурных связей. Создание общего информационного пространства, повышение качества образования, здравоохранения и в целом развитие социальной сферы, в том числе туризма и совместных молодежных программ, — все это напрямую способствует укреплению взаимопонимания между народами. Особое значение приобретает формирование региональной идентичности, основанной на общих ценностях, культурной близости и совместном стремлении к процветанию.

В-пятых, важным направлением является выработка согласованных подходов стран Центральной Азии во внешней политике. В условиях растущей геополитической турбулентности и усиления конкуренции мировых центров силы координация позиций государств региона на международной арене становится фактором устойчивости и защиты общих интересов. На этой основе необходимо продолжить дальнейшее развитие форматов «Центральная Азия плюс», которые доказали свою эффективность в налаживании прагматичных связей с ключевыми партнерами. 

На данном этапе стратегической задачей становится развитие региональной координации и выработки согласованных приоритетов и позиций по вопросам сотрудничества с внешними партнерами в форматах «Центральная Азия плюс» и на других международных площадках. Только таким образом мы сможем наполнить наше взаимодействие с ведущими странами и объединениями мира конкретными проектами, способствующими экономическому и технологическому росту, устойчивости наших стран и всего региона.

Для Узбекистана развитие регионального сотрудничества — это не тактический выбор, а осознанная стратегическая линия, вытекающая из понимания нашей общей ответственности за будущее Центральной Азии. 

Мы убеждены, что в эпоху глобальной неопределенности добрососедство, сплоченность и взаимная поддержка — это главный ресурс Центральной Азии. Общие вызовы безопасности и задачи развития, с которыми странам региона
в одиночку будет трудно справиться, могут успешно решаться совместными усилиями. Укрепление доверия и партнерства отвечает интересам миллионов людей, связывающих свое будущее с миром, стабильностью и развитием нашего общего родного края — Центральной Азии.

Сегодня мы закладываем прочный фундамент Новой Центральной Азии — сильного, стабильного и процветающего региона.

Происходящие в нашем регионе процессы — осознанный и необратимый выбор. Этот путь требует от нас не только совместных усилий, но и готовности взять на себя ответственность за наше общее будущее.

Объединяя наши силы и возможности, мы решаем общие задачи, а также предлагаем международному сообществу нашу проверенную временем и жизнью собственную модель мирного и созидательного сотрудничества — модель, основанную на доверии, добрососедстве и взаимной поддержке. И сегодня как никогда важно сохранить этот исторический импульс, укрепляя то, что сделает Центральную Азию единым пространством мира, благополучия и процветания для всех наций и народов, живущих в нашем обширном регионе. 

 

Шавкат МИРЗИЁЕВ,

Президент Республики Узбекистан

news

publications

12.11.2025

312

Президенты Узбекистана и России провели телефонный разговор

11 ноября состоялся телефонный разговор Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Были обсуждены актуальные вопросы дальнейшего развития и укрепления узбекско-российских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества в контексте практической реализации договоренностей на высшем уровне.

Особое внимание уделено сохранению динамики роста товарооборота, продвижению кооперации в приоритетных отраслях экономики, в том числе совместных проектов в энергетике, расширению делового сотрудничества регионов и культурно-гуманитарного обмена.

С удовлетворением отмечены плодотворные результаты прошедшего 22 октября этого года в Московской области второго заседания Совета регионов Узбекистана и России.

Отмечена важность результативного проведения предстоящих 3 декабря очередного заседания узбекско-российской Межправительственной комиссии и совместного бизнес-форума.

Стороны также обменялись мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки, обсудили график предстоящих мероприятий.

news

publications

07.11.2025

352

Делегация Индийского Колледжа управления обороной посетила Дипломатическую академию

   7 ноября 2025 года в Дипломатической академии при Университете мировой экономики и дипломатии состоялась встреча с делегацией Колледжа управления обороной при Министерстве обороны Республики Индия во главе с генерал-лейтенантом Харжитом Сингхом Сахи.

   В ходе встречи директором Дипломатической академии А.Хайдаровым было подчеркнуто поступательное развитие дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества между Узбекистаном и Индией. Гостям также была предоставлена информация о структуре, образовательных программах и международном сотрудничестве Академии, включая совместные инициативы с индийской MERI Group of Institutions, с которой совместно в конце 2024 года была издана книга: «Перспективы Индии и Узбекистана в развитии взаимосвязанности Южной и Центральной Азии». Кроме того, были проведены презентации, посвящённые обновлённой внешнеполитической стратегии Узбекистана и современным тенденциям сотрудничества в Центральной Азии.

   В ходе состоявшейся дискуссии  были также обсуждены вопросы, связанные с ситуацией в Афганистане, а также совместным усилиям по борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитием транспортных и коммуникационных сфер экономики Узбекистана, потенциальными возможностями и перспективами развития узбекско-индийских отношений.

news

publications

07.11.2025

327

Президент Узбекистана призвал к дальнейшему расширению партнерства в формате «С5+1»

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял участие в саммите лидеров стран Центральной Азии и США в формате «C5+1», который состоялся в Белом доме – официальной резиденции Президента США в городе Вашингтоне.

В мероприятии, прошедшем под председательством Президента США Дональда Трампа, также приняли участие Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов.

Президент Узбекистана выразил признательность лидеру США за организацию саммита «С5+1», который за прошедшие 10 лет со своего основания стал эффективным механизмом развития региональной торговли, транспортных и энергетических связей. Подчеркнуто, что нынешний саммит открывает новый этап в развитии стратегического диалога между Центральной Азией и США.

В целях дальнейшего расширения сотрудничества в рамках формата «С5+1» глава нашей страны предложил ряд инициатив.

Прежде всего предложено учредить действующий на постоянной основе Секретариат, который будет размещаться на ротационной основе в странах-участницах.

Указано на важность создания на уровне министров Координационного совета по инвестициям и торговле для обеспечения системного диалога между госучреждениями, компаниями и финансовыми институтами. Также отмечена актуальность запуска Фонда «Центральноазиатское инвестиционное партнерство».

Лидер Узбекистана также выразил готовность к активной работе с США по реализации крупных транспортно-коммуникационных и энергетических проектов, связывающих Центральную Азию с Южным Кавказом и Европой.

Предложено создать Специальный комитет для эффективной координации усилий в сфере разведки, добычи и глубокой переработки критически важных минералов, а также продвижения готовой продукции в глобальные цепочки поставок.

В целях модернизации сельского хозяйства региона с внедрением американских технологий инициировано создание Регионального партнерства агротехнологических инноваций.

Для укрепления гуманитарных связей Президент Узбекистана выступил за организацию совместной выставки культурного наследия стран Центральной Азии в ведущих американских музеях.

Глава нашего государства предложил провести следующий саммит в городе Самарканде.

На мероприятии также выступили другие лидеры.

По итогам саммита принят ряд многосторонних документов.

news

publications

07.11.2025

337

Лидеры Узбекистана и США приветствовали вывод двустороннего стратегического партнерства на новый уровень

6 ноября в рамках рабочего визита в город Вашингтон в Белом доме состоялась встреча Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с Президентом Соединенных Штатов Америки Дональдом Трампом.

Президент нашей страны оставил запись в Книге почетных гостей Белого дома.

Затем в Овальном кабинете лидеры провели переговоры, в ходе которых рассмотрели вопросы дальнейшего наращивания узбекско-американских отношений стратегического партнерства, укрепления политического диалога, расширения торгово-экономического, инвестиционного и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Особое внимание уделено практической реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне в городе Нью-Йорке в сентябре этого года.

Состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам глобальной и региональной повестки, в том числе углубления взаимодействия между Центральной Азией и США в формате «С5+1».

Глава Узбекистана искренне поздравил Дональда Трампа с высокими достижениями в реализации внутренней и внешней политики. Особо отмечены его личный вклад и усилия по мирному урегулированию острых международных и региональных конфликтов.

Дональд Трамп приветствовал плодотворные итоги состоявшихся накануне встреч и переговоров лидера Узбекистана с представителями правительства США, главами крупнейших американских компаний и финансовых институтов.

Лидеры подчеркнули важность создания и совершенствования институциональных механизмов для продвижения совместных проектов.

В завершение переговоров глава нашего государства пригласил Президента США совершить официальный визит в Узбекистан в удобные сроки.

news

publications

07.11.2025

282

Президент Узбекистана обозначил новые направления стратегического партнерства с американским бизнесом

В завершение деловой программы рабочего визита в город Вашингтон Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев провел встречу с представителями ведущих американских компаний, инвестиционных фондов и финансовых институтов.

В мероприятии приняли участие министр торговли США Говард Латник, специальный помощник Президента Рикки Гил, спецпосланник Президента Паоло Замполли, заместитель министра сельского хозяйства Стивен Ваден, а также руководители Американо-Узбекской торговой палаты, топ-менеджеры крупных корпораций – Traxys, FLSmidth, McKinsey, META, Google, Amazon, Boeing, Air Products, Axiom Space, Cove Capital, Freeport-McMoRan, Orion CMC, Cargill Cotton, John Deere, Honeywell, Valmont Industries, Flowserve Corporation и многих других.

В начале встречи лидер Узбекистана отметил, что за последние 8 лет товарооборот с США вырос в 4 раза, в нашей стране успешно работают более 300 американских компаний.

Президент особо подчеркнул, что достигнутый уровень сотрудничества является лишь началом нового этапа, открывающего широкие перспективы для совместной работы. Он сообщил, что в ходе предстоящей встречи с Президентом США Дональдом Трампом будут обсуждены конкретные направления экономического взаимодействия и новые совместные инициативы.

В своем выступлении глава государства обозначил приоритетные сферы стратегического партнерства между двумя странами.

К 2030 году в Узбекистане будет создана энергетическая система нового поколения с 18–20 гигаватт возобновляемых мощностей, более половины всей электроэнергии будет вырабатываться за счет солнца и ветра.

В данном контексте Узбекистан и США будут развивать добычу и глубокую переработку урана, меди, вольфрама, молибдена и графита. Планируется выстраивание надежных цепочек поставок и внедрение передовых американских технологий переработки.

Кроме того, реализуется масштабная программа модернизации автомобильных и железных дорог, терминалов и аэропортов. До 2030 года планируется направить более 12 миллиардов долларов на развитие транспортной инфраструктуры.

С американскими компаниями Google, Meta, NVIDIA расширяется цифровое сотрудничество – это внедрение платежных систем Apple Pay и Google Pay, создание Цифровой академии и сети стартап-хабов.

Отмечено, что для продвижения и финансовой поддержки таких проектов будут привлечены корпорация DFC и Эксимбанк США.

В завершение Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выразил готовность лично поддерживать инвестиционные инициативы американских компаний, подчеркнув, что Узбекистан остается надежным партнером и гарантом успеха для зарубежных инвесторов.