• Специальные возможности

    Вид:

    Размер шрифта:

  • Мобильная версия
  • Карта сайта
ВВЕДИТЕ СЛОВО ДЛЯ ПОИСКА ЗДЕСЬ

Почему опыт экономической дипломатии стран ЕС важен для Узбекистана

Почему опыт экономической дипломатии стран ЕС важен для Узбекистана

news

В последние два десятилетия экономическая дипломатия во многих государствах выступает важным компонентом в реализации внешнеэкономической политики. Среди них и страны Европейского союза, накопившие огромный опыт использования инструментов экономической дипломатии и активно применяющие их в целях защиты своих интересов, продвижения экспортной продукции на мировые рынки, поддержки инвестиций и не только. Аналогичные трансформационные изменения происходят и в современном Узбекистане.

 Придание экономической дипломатии статуса важного направления государственной политики в нашей стране произошло в период, когда республику возглавил Президент Шавкат Мирзиёев. Выступая на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 14 января 2017 года, глава государства отметил системные упуще­ния во внешней экономике. В частности, речь шла о слабом развитии экспорта и торговли, низкой конкурентоспособности республики на мировом рынке.

Эти высказывания Президента страны реально отражали состояние сферы. Ведь не секрет, что в период 2010-2016 годов нарастала стагнация внешней торговли, особенно экспорта, наблю­дался слабый приток иностранных инвестиций. Для решения данных проблем глава государства инициировал ряд кардинальных решений. Так, была принята Стратегия действий по пяти при­оритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, где особое внима­ние уделялось вопросам расширения междуна­родного торгово-экономического сотрудничества, в том числе путем выстраивания связей с веду­щими финансовыми институтами мира, либера­лизации экспортной деятельности, диверсифика­ции структуры и географии экспорта, расширения и мобилизации экспортного потенциала отраслей национальной экономики, в том числе на уровне регионов.

Далее в январе 2018 года Президент страны провел специальное совещание, посвященное ана­лизу деятельности Министерства иностранных дел и посольств Республики Узбекистан в зару­бежных странах, где особо подчеркнул: экспорт, привлечение иностранных инвестиций, передо­вых технологий и знаний, а также расширение туристического потока в республику должны стать приоритетными направлениями в деятель­ности дипломатических учреждений.

Результат -принятие 5 апреля 2018 года Указа Президента «О мерах по коренному совершен­ствованию системы Министерства иностран­ных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэко­номической деятельности». В документе обозна­чена следующая задача: проводить реформиро­вание системы МИД с акцентом на продвижение «экономической дипломатии».

Особо важно отметить то, что глава госу­дарства указал на важность и своевременность работы по усилению экономической составляю­щей в деятельности внешнеполитического ведом­ства страны и дипломатических служб. По сути, Президент Узбекистана обозначил фундаменталь­ную роль МИД в реализации внешнеэкономиче­ской политики государства, тем самым определив новую модель дипломатического сопровождения внешнеэкономических связей.

Реализуя последовательный и принципиаль­ный курс на активизацию роли экономической дипломатии в реализации внешней торговли, Пре­зидент Шавкат Мирзиёев добился того, что Стра­тегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы (цель 95) четко обозначила необходимость усиления экономической дипломатии, сформиро­вав целый комплекс задач. Еще один программ­ный документ -Стратегия «Узбекистан -2030» (цель 92) -направлен на повышение эффективно­сти и активизацию экономической дипломатии в продвижении и защите национальных экономи­ческих интересов.

Реализация таких стратегически важных задач за несколько лет позволила Узбекистану суще­ственно увеличить показатели экспорта. В 2022 году цифра составляла 19,3 млрд долларов, в 2023-м -24,4 млрд, в 2024-м -26,9 млрд. Дина­мичное развитие показывает внешнеэкономи­ческое сотрудничество республики с ведущими государствами мира.

На ближайшие годы перед государством стоят огромные задачи, так как республика готовится к вступлению в ВТО. В достижении поставленных целей важно использовать богатый опыт стран ЕС.

В интервью Euronews, которое Президент Шавкат Мирзиёев дал в преддверии первого саммита «Центральная Азия - Европейский союз», отмечен растущий интерес европейского бизнеса к возможностям торгового и инвестиционного взаимодействия с Узбекистаном. В свою очередь подписание соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС по итогам Самаркандского саммита откроет новые возможности для углубления торговых и инвестиционных связей.

Обратимся к опыту экономической диплома­тии некоторых стран Европейского союза, кото­рые в свое время тоже провели глубокие преобра­зования в этом направлении.

Международная практика дипломатического сопровождения внешнеэкономической дея­тельности во Франции имеет богатые тради­ции. Несмотря на более чем 100-летний опыт торговой, а в последующем и экономической дипломатии, дипслужба Пятой республики претерпела существенные реформы с 2012 года. Современная французская экономиче­ская дипломатия преследует несколько кон­кретных целей: оказание помощи отечествен­ным предприятиям в экспорте на внешние рынки; привлечение во Францию иностран­ных инвестиций, способствующих созданию рабочих мест; адаптация европейской и меж­дународной нормативно-правовой базы к национальным экономическим интере­сам; содействие развитию предприятий и стартапов во Франции.

Практическая реализация поставленных целей потребовала реорганизации дипломатиче­ской службы. В марте 2013 года в МИД Франции создано Управление бизнеса и мировой экономики, а в январе 2019-го оно было переименовано в Управление экономической дипломатии. Сегодня сотрудничает со многими профильными министерствами и администраци­ями для определения и реализации инициатив экономической дипломатии Франции, а также руководит секторальным мониторингом экспорт­ных предприятий, координирует и оказывает под­держку географическим директоратам. Словом, управление поддерживает международное раз­витие французского бизнеса, помогает повысить привлекательность республики для партнеров.

В системе экономической дипломатии этой европейской страны даже была создана новая должность послов регионов, в задачи которых входит защита экономических интересов фран­цузских административно-территориальных единиц (провинций) за рубежом. Функции таких дипломатических сотрудников заключаются также в интенсификации взаимодействия между центральным аппаратом МИД, сетью диппред­ставительств и региональными советами. Пред­полагалось, что такой институт послов регионов позволит создать дополнительные возможности для административно-территориальных образо­ваний в целях продвижения их экономических интересов.

Следует отметить еще один интересный опыт этой европейской страны. Во французских посольствах работают специальные группы, которые курируют вопросы экономики, торговли, промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и международной торговли. Призваны также оказывать поддержку предпринимателям и несут ответственность за экономическую работу посольства.

В Италии начало реформ в сфере экономиче­ской дипломатии началось в тот же период, что и во Франции. В стране была разработана концепция «Система Италия», нацеленная в том числе на продвижение итальянской экономики, культуры и науки за рубежом и объединяющая усилия всех национальных субъектов, играющих существенную роль в экономической дипломатии страны. Реализа­ция этих целей была поручена новому ведом­ству в структуре МИД Италии -генеральной дирекции по содействию реализации данной концепции. Стратегическими целями эко­номической дипломатии Италии являются: поддержка компаний в выходе на развива­ющиеся рынки и укрепление их позиций на традиционных рынках; привлечение инвестиций, расширение туристиче­ского потока в Италию; продвижение итальянских инвестиций в зарубеж­ных странах.

В рамках реализации эконо­мической дипломатии важно обратить внимание на работу специального координацион­ного совета по интернациона­лизации экономики Италии. Сопредседателями данного оперативного органа выступают министерства иностранных дел и экономического развития. В рамках компетенций к деятельности также подключаются профильные ведомства в сферах культурного наследия, туризма, сельскохо­зяйственной, продовольственной и лес­ной политики. Основное назначение данного органа -укрепление меж­министерского диалога и консолидация уси­лий государствен­ных ведомств в сфере экономиче­ской дипломатии посредством мно­госторонних кон­сультационных про­цедур.

В Испании также можно наблюдать изменения в сто­рону модернизации и развития системы экономической дипломатии в рамках реформы дипломатической службы. Так, закон Испании о государственной внешней политике и дипломатической службе в 2014 году четко опре­делил роль всех субъектов внешнеполитических процессов. Согласно данному закону, дипломати­ческая служба как гибкий инструмент реализации экономических интересов государства должна способствовать расширению внешнеэкономиче­ской деятельности бизнеса, увеличению экспорта товаров и услуг, привлечению инвестиций в национальную экономику. Для экономической дипломатии Испании обеспечение национальных интересов и защиты национальной безопасности -приоритетная задача.

Мы рассмотрели только несколько приме­ров того, как может развиваться экономическая дипломатия. На самом деле многие страны Евро­пейского союза имеют позитивный опыт в данном направлении. В целом на основании изложенного можно утверждать: трансформация экономиче­ской дипломатии реально становится целостной стратегией внешнеэкономической политики как европейских стран, так и Нового Узбекистана. Наша республика, определившая грандиозные цели, сегодня активно продвигает экспорт, нара­щивает кооперацию с партнерами, привлекает инвестиции.

Тенденции последних лет показывают: внеш­неполитические ведомства многих зарубеж­ных стран с каждым годом все более активно принимают участие в реализации внешнеэко­номической политики. Данный подход обрел популярность лишь во второй декаде XXI века, что призывает к системному и глубокому изу­чению процессов в деятельности дипломати­ческих ведомств. В силу разнообразия и слож­ности современной международной экономики решение задач экономической дипломатии осуществляется разными институтами. Кроме государственных учреждений, в этом процессе задействованы и такие субъекты, как объедине­ния предпринимателей, неправительственные организации, промышленные и торговые компа­нии, фирмы и отдельные бизнесмены.

Словом, экономическая дипломатия должна стать фундаментальным стратегическим инстру­ментом в реализации внешней экономической политики и национальных интересов в архи­тектуре Нового Узбекистана на долгосрочную перспективу. Представляется целесообразным наладить всестороннее изучение потенциальных позитивных возможностей экономической дипло­матии стран Европейского союза в наращивании показателей экспорта, привлечении инвестиций и развитии туризма.

Наиболее значимые направления, которым субъекты экономической дипломатии в ближай­шем будущем станут уделять первостепенное внимание, -проработка всеобъемлющих про­грамм экспорта и привлечения прямых иностран­ных инвестиций; повышение уровня координации между субъектами экономической дипломатии; продвижение экспорта малых и средних пред­приятий на зарубежные рынки; обеспечение кон­структивного сотрудничества между бизнесом и правительственными структурами.

Экономическая дипломатия Нового Узбеки­стана образца XXI столетия, проводимая под руководством Президента Шавката Мирзиёева, -это открытая дипломатия, которая ориентиру­ется на опережение действий и на лидерство в постановке актуальных вопросов регионального и мирового уровня во имя устойчивого развития стран и народов.

 

Ибрагим Мавланов.

Руководитель Центра экономической

дипломатии Института перспективных

международных исследований при УМЭД

доктор экономических наук, профессор

газета Правда Востока №73