В течение последних нескольких лет Узбекистан активизировал усилия, чтобы стать полноправным членом Всемирной торговой организации. При этом стоит отметить, что данный процесс входит в число ключевых целей, обозначенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегии «Узбекистан - 2030».
Благодаря реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и инициатив Президента произошли кардинальные преобразования во всех сферах жизни государства и общества. Особенно действенные результаты достигнуты в реформировании национальной экономики, в частности, по либерализации внешнеторговой политики. Для активного продвижения нашей страны в этом направлении в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022- 2026 годы обозначена цель по вступлению Узбекистана в ВТО, определены конкретные шаги для ее достижения.
В Стратегии развития поставлена грандиозная задача - довести объем экспорта республики в 2026 году до 30 миллиардов долларов. А в Стратегии «Узбекистан - 2030» - повысить его в два раза и довести до 45 миллиардов долларов. Стоит полагать, что решению задач в области усиления экспортного потенциала Узбекистана будет способствовать членство в ВТО.
В нынешнем году на 78-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев еще раз заявил, что приоритетная для нас задача на пути либерализации экономики - стать в ближайшем будущем полноправным членом Всемирной торговой организации. На встрече с Генеральным директором ВТО Нгози Оконджо-Ивеалой Президент отметил важность вступления республики в ВТО с учетом поставленных целей средне- и долгосрочного развития. В свою очередь Нгози Оконджо-Ивеала дала высокую оценку принимаемым Узбекистаном мерам по вступлению в организацию и выразила полную поддержку прилагаемым усилиям.
Уместно вспомнить, что Узбекистан получил статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле еще в июне 1994 года, в 1998-м была создана рабочая переговорная группа по вступлению в ВТО. В конце ноября 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев во время своего визита в Южную Корею заявил, что страна возобновила работу по вступлению в организацию. В июле 2019-го Узбекистан передал в ВТО обновленный меморандум о режиме внешней торговли для рассмотрения заявки на вступление, а в июле 2020-го, несмотря на глобальную пандемию, в онлайн-режиме состоялось четвертое заседание рабочей группы по присоединению Узбекистана к ВТО.
В середине марта текущего года в Женеве прошло шестое заседание рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО. Из официальных сообщений следует, что на нем были рассмотрены вопросы гармонизации национального законодательства с соглашениями ВТО, приведения процедур и стандартов в соответствие с международными требованиями. А в апреле 2023-го Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией о ходе и перспективах процесса вступления в ВТО. Глава государства подчеркнул, что Узбекистан должен непременно вступить в ВТО, обратив внимание на экономическую значимость данной задачи и особо отметив: в ближайшие три года планируется удвоить экспорт готовой продукции, а единственный способ добиться этого - стать членом Всемирной торговой организации. Это позволит наладить систему справедливой торговли со 164 странами и обрести стабильные рынки.
В целях реализации задач 2 июня 2023 года принято постановление Президента «О дополнительных мерах по ускорению процесса вступления Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию». Документом определены новый состав межведомственной комиссии по работе с ВТО и переговорная группа по присоединению к организации. Также учреждена должность спецпредставителя Президента по вопросам ВТО, который должен будет обеспечивать подготовку двусторонних переговоров с государствами - членами организации, заниматься задачами выработки позиции Узбекистана по условиям вступления и по отдельным вопросам на переговорах. Важно то, что с 1 июля 2023 года запрещается разработка проектов нормативно-правовых актов, не соответствующих нормам и правилам ВТО.
Как видим, глава нашего государства последовательно ставит стратегические цели и задачи по формированию новых инструментов для эффективной реализации внешнеэкономической деятельности и ее кардинальной трансформации. С чем это связано? Во-первых, торговая система ВТО играет важную роль в создании принципов свободной торговли и укреплении доверия к ним. Организация является авторитетной международной структурой, координирующей многосторонние межгосударственные торговые отношения. Она насчитывает 164 участника, представляющих более 98 процентов мирового ВВП и 95 процентов мировой торговли. ВТО оказывает содействие устойчивому развитию стран и улучшению благосостояния их населения через обеспечение и расширение свободных и прозрачных торговых связей. Все это соответствует целям реализуемых в Узбекистане экономических реформ.
Во-вторых, вступление республики в ВТО поможет оперативно адаптироваться к изменениям правил международной торговли и, соответственно, извлечь максимальную выгоду для продвижения экспорта. Членство в ВТО будет способствовать развитию внутренней конкуренции, предоставит еще более широкие возможности для увеличения экспорта готовой продукции и диверсификации рынка экспорта. Со вступлением Узбекистана в ВТО страны - члены этой организации будут применять к Узбекистану согласованные ставки импортных пошлин, которые могут быть ниже тех, что применяются сейчас.
Вступление в ВТО также сможет повысить инвестиционную привлекательность Узбекистана за счет либерализации законодательства в области внешней торговли. А это напрямую связано с реализацией Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, которая нацелена на дальнейшее улучшение и повышение привлекательности инвестиционного климата в стране, принятие мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 млрд долларов (в том числе 70 млрд иностранных инвестиций).
Еще один немаловажный аспект: вступление в ВТО усилит переговорную позицию нашей страны в торговых спорах. Почему это важно? С ростом торговли и торговых объемов Узбекистана, расширением ассортимента товаров, а также увеличением числа стран и торговых компаний есть определенная вероятность, что торговые споры все же будут возникать. Система ВТО помогает разрешать их конструктивным путем. Органы ВТО по разрешению торговых споров являются важными международными механизмами в данной области. Учитывая, что экономика Узбекистана экспортоориентированная, наличие доступа к механизму разрешения споров позволит на равных с ведущими странами мира отстаивать собственные торговые интересы.
ВТО - это рынок, где руководствуются принципом честной конкуренции в торговле. Конечно, потребуется определенный период для модернизации экономики и адаптации к условиям организации. Для этого и поставлены соответствующие задачи в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегии «Узбекистан - 2030». И именно их реализация подготовит рынок Узбекистана к работе в условиях ВТО. Так, предстоит совершить прорыв в торговой дипломатии и перейти на новый исторический и поворотный этап развития внешнеэкономической политики государства. Будущее членство Узбекистана в ВТО позволит избавиться от целого ряда ограничений, действующих в отношении узбекистанских товаров и услуг на внешних рынках; прочно закрепиться и расширить свое присутствие на рынках; выйти на новые международные рынки и нарастить экспорт; отстаивать торгово- экономические интересы Узбекистана внутри ВТО, в том числе в органах по разрешению споров.
Реализация поставленных целей и задач, связанных с подготовкой вступления нашей страны в ВТО, невозможна без высококвалифицированных кадров. Следует понимать, что в данной работе потребуются не только глубокие научно- теоретические знания, но и понимание современных сложных процессов мирового экономического развития и торговли, владение современными механизмами и методами по продвижению товаров и услуг на мировые рынки. Перед такими кадрами встанут серьезные задачи: оценка степени влияния членства в ВТО на все сферы экономики Узбекистана, разработка действенных мер поддержки экспорта на существующие и новые международные рынки, а также выработка эффективных мер защиты внутреннего рынка в соответствии с правилами ВТО.
Кадры с такими знаниями и навыками нужны сегодня не только в соответствующих министерствах и ведомствах, но и на предприятиях, в бизнес-структурах.
О важности подготовки специалистов в области экономической дипломатии Президент Узбекистана упомянул еще в январе 2018 года на встрече с послами и дипломатами. Тогда глава нашего государства подчеркнул, что развитие экспорта, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, расширение туристического потока в Узбекистан должны стать приоритетными направлениями в деятельности дипломатических учреждений.
Для реализации поставленных задач при УМЭД функционирует Центр экономической дипломатии, который совместно с Дипломатической академией университета занимается проведением кратко- и долгосрочных тренинг-курсов по таким специализированным направлениям, как экономическая и коммерческая дипломатия; торговая политика зарубежных стран; международные экономические переговоры; международная торговая и правовая система ВТО; международная инвестиционная политика и соглашения; экономическая дипломатия и национальная экономическая безопасность; разрешение международных торгово-экономических и инвестиционных споров; урегулирование споров и разрешение конфликтов.
Активизация переговорного процесса вступления Узбекистана в члены ВТО - важный этап внешнеэкономической политики нашей страны, проводимой в рамках реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегии «Узбекистан - 2030». С уверенностью можно сказать, что членство Узбекистана в ВТО создаст прочную и надежную гарантию долгосрочных стратегий развития страны. После присоединения к организации Узбекистан перейдет на новый этап экономического развития, который даст гражданам республики еще большую уверенность в завтрашнем дне.
Таким образом, поставленные Президентом задачи в данном направлении служат ориентиром в продвижении национальных внешнеэкономических интересов на международной арене. В свою очередь экономическая и торговая дипломатия тоже должна стать фундаментальным инструментом в реализации внешней экономической политики, в том числе по вступлению в ВТО, а также национальных интересов Нового Узбекистана на долгосрочную перспективу.
Ибрагим Мавланов.
Руководитель Центра экономической
дипломатии Института перспективных
международных исследований УМЭД,
доктор экономических наук, профессор.