• Специальные возможности

    Вид:

    Размер шрифта:

  • Мобильная версия
  • Карта сайта
ВВЕДИТЕ СЛОВО ДЛЯ ПОИСКА ЗДЕСЬ

ТОРГОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ - ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА

ТОРГОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ - ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА

news

В течение последних нескольких лет Узбекистан активизировал усилия, чтобы стать полноправным членом Всемирной торговой организации. При этом стоит отметить, что данный процесс входит в число ключевых целей, обозначенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегии «Узбекистан - 2030».

 

Благодаря реализации Стратегии дей­ствий по пяти приоритетным направле­ниям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и инициатив Президента произошли кардинальные преобразова­ния во всех сферах жизни государства и общества. Особенно действенные резуль­таты достигнуты в реформировании национальной экономики, в частности, по либерализации внешнеторговой поли­тики. Для активного продвижения нашей страны в этом направлении в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022- 2026 годы обозначена цель по вступлению Узбекистана в ВТО, определены конкрет­ные шаги для ее достижения.

 

В Стратегии развития поставлена грандиозная задача - довести объем экспорта республики в 2026 году до 30 миллиардов долларов. А в Стратегии «Узбекистан - 2030» - повысить его в два раза и довести до 45 миллиардов долла­ров. Стоит полагать, что решению задач в области усиления экспортного потен­циала Узбекистана будет способствовать членство в ВТО.

 

В нынешнем году на 78-й сессии Генас­самблеи ООН в Нью-Йорке Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев еще раз заявил, что приоритетная для нас задача на пути либерализации экономики - стать в ближайшем будущем полноправным членом Всемирной торговой организа­ции. На встрече с Генеральным директо­ром ВТО Нгози Оконджо-Ивеалой Пре­зидент отметил важность вступления республики в ВТО с учетом поставленных целей средне- и долгосрочного развития. В свою очередь Нгози Оконджо-Ивеала дала высокую оценку принимаемым Узбе­кистаном мерам по вступлению в орга­низацию и выразила полную поддержку прилагаемым усилиям.

 

Уместно вспомнить, что Узбекистан получил статус наблюдателя в Генераль­ном соглашении по тарифам и торговле еще в июне 1994 года, в 1998-м была создана рабочая переговорная группа по вступлению в ВТО. В конце ноября 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев во время своего визита в Южную Корею заявил, что страна возобновила работу по всту­плению в организацию. В июле 2019-го Узбекистан передал в ВТО обновленный меморандум о режиме внешней торговли для рассмотрения заявки на вступление, а в июле 2020-го, несмотря на глобальную пандемию, в онлайн-режиме состоялось четвертое заседание рабочей группы по присоединению Узбекистана к ВТО.

 

В середине марта текущего года в Женеве прошло шестое заседание рабо­чей группы по вступлению Узбекистана в ВТО. Из официальных сообщений следует, что на нем были рассмотрены вопросы гармонизации национального законодательства с соглашениями ВТО, приведения процедур и стандартов в соот­ветствие с международными требовани­ями. А в апреле 2023-го Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией о ходе и перспективах процесса вступления в ВТО. Глава государства подчеркнул, что Узбекистан должен непременно вступить в ВТО, обратив внимание на экономиче­скую значимость данной задачи и особо отметив: в ближайшие три года планиру­ется удвоить экспорт готовой продукции, а единственный способ добиться этого - стать членом Всемирной торговой орга­низации. Это позволит наладить систему справедливой торговли со 164 странами и обрести стабильные рынки.

 

В целях реализации задач 2 июня 2023 года принято постановление Президента «О дополнительных мерах по ускорению процесса вступления Республики Узбе­кистан во Всемирную торговую органи­зацию». Документом определены новый состав межведомственной комиссии по работе с ВТО и переговорная группа по присоединению к организации. Также учреждена должность спецпредставителя Президента по вопросам ВТО, который должен будет обеспечивать подготовку двусторонних переговоров с государ­ствами - членами организации, заниматься задачами выработки позиции Узбекистана по условиям вступления и по отдельным вопросам на переговорах. Важно то, что с 1 июля 2023 года запрещается разработка проектов нормативно-правовых актов, не соответствующих нормам и правилам ВТО.

 

Как видим, глава нашего государства последовательно ставит стратегические цели и задачи по формированию новых инструментов для эффективной реали­зации внешнеэкономической деятельно­сти и ее кардинальной трансформации. С чем это связано? Во-первых, торговая система ВТО играет важную роль в соз­дании принципов свободной торговли и укреплении доверия к ним. Организация является авторитетной международной структурой, координирующей многосто­ронние межгосударственные торговые отношения. Она насчитывает 164 участ­ника, представляющих более 98 процен­тов мирового ВВП и 95 процентов миро­вой торговли. ВТО оказывает содействие устойчивому развитию стран и улучше­нию благосостояния их населения через обеспечение и расширение свободных и прозрачных торговых связей. Все это соответствует целям реализуемых в Узбе­кистане экономических реформ.

 

Во-вторых, вступление республики в ВТО поможет оперативно адаптиро­ваться к изменениям правил международ­ной торговли и, соответственно, извлечь максимальную выгоду для продвижения экспорта. Членство в ВТО будет способ­ствовать развитию внутренней конку­ренции, предоставит еще более широкие возможности для увеличения экспорта готовой продукции и диверсификации рынка экспорта. Со вступлением Узбе­кистана в ВТО страны - члены этой организации будут применять к Узбеки­стану согласованные ставки импортных пошлин, которые могут быть ниже тех, что применяются сейчас.

 

Вступление в ВТО также сможет повы­сить инвестиционную привлекательность Узбекистана за счет либерализации зако­нодательства в области внешней торговли. А это напрямую связано с реализацией Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, которая нацелена на дальнейшее улучшение и повышение при­влекательности инвестиционного климата в стране, принятие мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 млрд долларов (в том числе 70 млрд иностранных инвестиций).

 

Еще один немаловажный аспект: всту­пление в ВТО усилит переговорную пози­цию нашей страны в торговых спорах. Почему это важно? С ростом торговли и торговых объемов Узбекистана, расшире­нием ассортимента товаров, а также уве­личением числа стран и торговых компа­ний есть определенная вероятность, что торговые споры все же будут возникать. Система ВТО помогает разрешать их кон­структивным путем. Органы ВТО по раз­решению торговых споров являются важ­ными международными механизмами в данной области. Учитывая, что экономика Узбекистана экспортоориентированная, наличие доступа к механизму разрешения споров позволит на равных с ведущими странами мира отстаивать собственные торговые интересы.

 

ВТО - это рынок, где руководствуются принципом честной конкуренции в тор­говле. Конечно, потребуется определен­ный период для модернизации экономики и адаптации к условиям организации. Для этого и поставлены соответствую­щие задачи в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стра­тегии «Узбекистан - 2030». И именно их реализация подготовит рынок Узбе­кистана к работе в условиях ВТО. Так, предстоит совершить прорыв в торговой дипломатии и перейти на новый исто­рический и поворотный этап развития внешнеэкономической политики госу­дарства. Будущее членство Узбекистана в ВТО позволит избавиться от целого ряда ограничений, действующих в отноше­нии узбекистанских товаров и услуг на внешних рынках; прочно закрепиться и расширить свое присутствие на рынках; выйти на новые международные рынки и нарастить экспорт; отстаивать торгово- экономические интересы Узбекистана внутри ВТО, в том числе в органах по раз­решению споров.

 

Реализация поставленных целей и задач, связанных с подготовкой вступле­ния нашей страны в ВТО, невозможна без высококвалифицированных кадров. Следует понимать, что в данной работе потребуются не только глубокие научно- теоретические знания, но и понимание современных сложных процессов миро­вого экономического развития и торговли, владение современными механизмами и методами по продвижению товаров и услуг на мировые рынки. Перед такими кадрами встанут серьезные задачи: оценка степени влияния членства в ВТО на все сферы экономики Узбекистана, разработка действенных мер поддержки экспорта на существующие и новые международные рынки, а также выработка эффективных мер защиты внутреннего рынка в соответ­ствии с правилами ВТО.

 

Кадры с такими знаниями и навыками нужны сегодня не только в соответствую­щих министерствах и ведомствах, но и на предприятиях, в бизнес-структурах.

 

О важности подготовки специалистов в области экономической дипломатии Президент Узбекистана упомянул еще в январе 2018 года на встрече с послами и дипломатами. Тогда глава нашего государ­ства подчеркнул, что развитие экспорта, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, расшире­ние туристического потока в Узбекистан должны стать приоритетными направле­ниями в деятельности дипломатических учреждений.

 

Для реализации поставленных задач при УМЭД функционирует Центр эко­номической дипломатии, который совместно с Дипломатической академией университета занимается проведением кратко- и долгосрочных тренинг-курсов по таким специализированным направ­лениям, как экономическая и коммер­ческая дипломатия; торговая политика зарубежных стран; международные эко­номические переговоры; международная торговая и правовая система ВТО; меж­дународная инвестиционная политика и соглашения; экономическая дипломатия и национальная экономическая безопас­ность; разрешение международных тор­гово-экономических и инвестиционных споров; урегулирование споров и разре­шение конфликтов.

 

Активизация переговорного процесса вступления Узбекистана в члены ВТО - важный этап внешнеэкономической политики нашей страны, проводимой в рамках реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегии «Узбекистан - 2030». С уве­ренностью можно сказать, что членство Узбекистана в ВТО создаст прочную и надежную гарантию долгосрочных стра­тегий развития страны. После присоеди­нения к организации Узбекистан перейдет на новый этап экономического развития, который даст гражданам республики еще большую уверенность в завтрашнем дне.

 

Таким образом, поставленные Пре­зидентом задачи в данном направлении служат ориентиром в продвижении нацио­нальных внешнеэкономических интересов на международной арене. В свою очередь экономическая и торговая дипломатия тоже должна стать фундаментальным инструментом в реализации внешней экономической политики, в том числе по вступлению в ВТО, а также национальных интересов Нового Узбекистана на долго­срочную перспективу.

 

Ибрагим Мавланов.

Руководитель Центра экономической

дипломатии Института перспективных

международных исследований УМЭД,

доктор экономических наук, профессор.